гайд:
Разбираемся с законом о рекламе
Встреча сообщества неблогеров Ябренд состоялась на тему:
Разбираемся с законом о рекламе

Здесь мы поделимся основными выводами, которыми эксперт поделился на встрече.
Материал от эксперта
Максим Подольский
Юрист отдела маркетинга Самокат (Сбер)
О чем закон?
Изменения в законе “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ, предусматривающие введение нового понятия "маркировка рекламы" действуют еще с 1 сентября 2022 года. В ФЗ-38 была введена новая статья 18.1. С 1 сентября 2023 года введена шкала штрафов за нарушение маркировки рекламы.
Что считается рекламой?

Официальное определение приводится в российском федеральном законе о рекламе: «Реклама – информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».


Важный момент для экспертов! Закон касается именно рекламы в интернете. Например, если вы пойдете на радио, телевидение или запишите подкаст, это не касается данного закона.


Разберем на примере. Яна пишет на своей странице в социальной сети “У меня есть такой классный знакомый Иван Иванов. Мы его звали выступить перед сообществом, а еще Макс делает вот такие классные сервисы. Зовите Ивана к себе, он крутой”. Это не является рекламой, а является частным мнение. Но если Яна добавит информацию о том, что нужно покупать у Ивана, например, наставничество, данное сообщение будет рекламным.


Главный квалифицирующий фактор рекламы - вам за это заплатили.

Кто отслеживает исполнение закона?
Функции по контролю и надзору в сфере рекламы осуществляет ФАС России и его территориальные органы.
Отслеживает маркировку рекламы Роскомнадзор.

Что нужно маркировать?

Согласно закону необходимо маркировать все виды рекламных материалов, включая баннеры, посты в социальных сетях, контекстную рекламу и видеоролики, которые будут видеть пользователи в сети интернет на территории РФ, в том числе:

  • таргетированную;
  • контекстную;
  • медийную;
  • саморекламу (исключая информацию о товарах или услугах на своем сайте и в группах в соцсетях, которая подается единообразно и не выделяет какие-либо товары);
  • SEO-статьи;
  • публикации СМИ;
  • публикации у блогеров.

Рассмотрим на примере. К вам с предложением пришел основатель сети шаурмичных, как юридическое лицо или как ИП. Просит вас разместить у себя на странице рекламу про свою новую точку в вашем районе. У вас есть три варианта.

Во-первых, можно написать статью о том, какая здесь получается потрясающая шаурма, из чего ее делают, какие свежие продукты и хорошее обслуживание. В таком случае маркировка не нужна.

Во-вторых, можно самостоятельно заняться маркировкой. Для этого нужно заключить договор с ОРД, отправить туда материал на согласование, чтобы получить токен, разместить его.

В-третьих, можно договорится с основателем сети шаурмичных, что маркировкой будет заниматься он.

Обычно закон позволяет передать права, но не позволяет передавать обязанности.В части рекламы можно передать свои обязанности. То есть вы с рекламодателем можете договориться, это законно.


Важно! Если вы разместили рекламу, вам нужно отчитываться о ней каждый месяц.

Маркировка в Facebook, Instagram*

*Принадлежат Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.


Так как закон о рекламе не распространяется в действии за рамками Российской Федерации, реклама в этих социальных сетях законом не регламентируется.

Другой вопрос, если вы как блогер закупаете рекламу своей страницы, финансируя экстремистскую организацию. Это нарушение другого масштаба и другого закона.

Что можно не маркировать?

  • собственные товары;
  • информацию о продукте на своем сайте (исключение самореклама);
  • анонсы мероприятий на своих площадках;
  • новостной пресс-релиз;
  • объявление на классифайдах (онлайн-сервисах, где собраны объявления от частных лиц и компаний);
  • услуги в рассылках E-mail (собственная база);
  • PUSH-уведомления (социальная реклама);
  • ссылки на свой контент на других ресурсах;
  • призывы на подписки на свои ресурсы;
  • призыв на подписку на чат-боты (рассылка) – здесь не маркируется самореклама, но маркируется реклама чужих продуктов.

Совет от эксперта:

"Делайте пиар, пишите информационные статьи друг про друга, рекомендуйте, это все не рекламное сообщение. Если вам за это заплатили, оформляйте себя как спецпроект.

А если к вам наконец-то стали приходить большие бренды, пусть сами за себя и отчитываются, это обычная практика на всем рынке".


Рекомендуемый материал:

Статья "Маркировка рекламы - подробный гайд"